ХББ
Информационно-аналитический журнал
 

Химическая и биологическая безопасность

ВИНИТИ
ФГУП ЦНИИ химии и механики
О ЖУРНАЛЕ   |   РЕДАКЦИЯ   |   ПОДПИСКА   |   СОТРУДНИЧЕСТВО   |   АВТОРАМ
Новые публикации
В.А. Потапкин и др.
   Система химической безопасности Российской Федерации. Основные итоги выполнения мероприятий федеральной целевой программы «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2014 годы)» >>> Далее
Текущий выпуск
Текущий выпуск 2015 г.
№1-2

Подписка
Номера журнала
Все номера
Вниманию читателей журнала
   Издан "Сборник документов и материалов, регламентирующих обеспечение выполнения Российской Федерацией международных обязательств по запрещению биологического и токсинного оружия"  >>> Далее








2002 №3

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г.Г. Онищенко

Министерство здравоохранения Российской Федерации. Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора


[Предыдущий раздел]

Сеть, структура, кадры госсанэпидслужбы России

За минувший период в соответствии с утвержденной в 1998 г. коллегией Минздрава России концепцией развития государственной санитарно-эпидемиологической службы продолжалась работа по реорганизации сети ее учреждений, совершенствованию структуры и кадрового потенциала, укреплению материально-технической базы. Число центров госсанэпиднадзора сократилось на 58 за счет создания единых учреждений для обслуживания городского и сельского населения, сокращения их количества на водном и воздушном транспорте, а также за счет ликвидации маломощных учреждений в сельской местности. Количество эпидемиологических отделов сократилось с 2265 в 1997 г. до 2199 в 2000 г., бактериологических лабораторий – с 2250 до 2209, соответственно. Вместе с этим количество санитарно-карантинных отделов и санитарно-контрольных пунктов увеличилось за указанный период с 241 до 536 (рис. 2).

Реорганизуются учреждения дезинфекционного профиля. Создано 67 государственных унитарных предприятий, ликвидировано 362 дезинфекционных отделения и 178 отделов профилактической дезинфекции.

По состоянию на начало 2001 г. госсанэпидслужба представлена 2463 учреждениями, в том числе 2297 центрами госсанэпиднадзора (без учреждений других министерств и ведомств).

В госсанэпидслужбе имеется 191019 штатных должностей, в том числе на бюджетных средствах – 159542, врачебных должностей – 41181, средних медицинских работников – 90002, специалистов с высшим немедицинским образованием – 1402. Укомплектованность физическими лицами ухудшилась. В 2000 г. в учреждениях службы работали 127 тыс. человек, обеспеченность составляет 7,53 на 10 тыс. населения, или 82% уровня 1997 г. Обеспеченность врачами сократилась незначительно – на 2%, средними медицинскими работниками – на 29%. При этом количество врачей эпидемиологов составляет 4306 (1997 г. – 4483), врачей микробиологов и вирусологов – 4824 (1997 г. – 5012), врачей паразитологов – 515 (1997 г. – 494), помощников эпидемиологов – 10794 (1997 – 11123) (рис. 3). Следовательно, за указанный период отмечается существенное уменьшение численности врачей эпидемиологов и бактериологов.

Одним из важнейших приоритетов в деятельности госсанэпидслужбы стало внедрение системы социально-гигиенического мониторинга, который Федеральным законом “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” определен как государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также установления причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов окружающей среды. Ведение этой системы возложено не только на госсанэпидслужбу, но и на заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 г. № 426 “Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге” Минздравом России утверждены техническое задание по программно-инженерному обеспечению этой системы и научно-техническая программа неотложных мер по развитию и внедрению ее в деятельность учреждений службы на 2001–2005 гг.

Совместно с Росгидрометом, Минэкономразвития России, Минсельхозом России, МПР России, Минтрудом России, МПС России, Минобороны России, Госкомстатом России приняты совместные организационно-методические документы. Начата работа по созданию федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга. Активно ведется разработка и внедрение программных продуктов. При Департаменте госсанэпиднадзора создан Совет по экспертизе программных продуктов, который за три года рассмотрел более 25 программ.

Внедрение в деятельность службы системы социально-гигиенического мониторинга, которую можно рассматривать как прообраз информационно-аналитической системы биологической безопасности, позволило провести ранжирование приоритетных санитарно-эпидемиологических и медико-профилактических проблем по системе напряженности санитарно-эпидемиологической обстановки, выделить наиболее распространенные нозологические формы заболеваний среди отдельных групп населения.

Вместе с тем имеются значительные трудности и нерешенные вопросы в части внедрения системы социально-гигиенического мониторинга. Все еще существует большой разрыв в готовности учреждений службы к ведению этой системы. Многие центры госсанэпиднадзора не имеют соответствующих структурных подразделений, кадров, необходимого технического обеспечения. Следует многое сделать в части унификации методических подходов, программного обеспечения, уточнения списка показателей, используемых при ведении мониторинга, коррекции статистических форм. Многое предстоит сделать и в части взаимодействия системы эпидемиологического надзора и системы социально-гигиенического мониторинга.

[Следующий раздел][Содержание]